Концерт 9 сентября
Казалось бы, в Интернете можно найти всё! Ан нет! Я так и не смогла найти сонату для альта российского композитора Андрея Волконского. Но мне в буквальном смысле посчастливилось послушать фрагмент из этого произведения (2-ю часть сонаты) в исполнении студентки I курса магистратуры Саратовской консерватории Татьяны Чубаровой. И произошло это знаковое событие 9-го сентября, в Единый день голосования, на ставшем уже традиционным концерте, которым Детская школа искусств № 10 открыла очередной концертный сезон.
Концерт был огромным – целых четыре часа живой музыки в исполнении учащихся, преподавателей школы искусств № 10, а также студентов Саратовского областного колледжа искусств и Саратовской консерватории им. Л.В.Собинова (классы доцента Т.В. Сафоновой и профессора Э.Л. Гавриленкова).
Детская школа искусств № 10 показала исполнителей – детей и взрослых – на всех инструментах, обучение на которых ведется в школе. Звучали рояль, флейта, гитара, скрипка, синтезатор, саратовская гармонь, были и солисты, и ансамбли – как ученики, так и педагоги. Шквал аплодисментов вызвал семейный дуэт Самоседкиных Николая Борисовича и Даши на саратовской гармони. Приятным моментом для педагогов стало выступление студента 1 курса Саратовского колледжа искусств баяниста Георгия Плюснина – выпускника ДШИ № 10 2018 года.
Музыка звучала самая разная – и классика, и народная, и современная – от небольших по объёму и несложных по содержанию пьесок до развёрнутых инструментальных произведений признанных корифеев XVIII-XX веков: Бах и Папас, Хиндемит и Боуэн, Шопен и Брамс, Скрябин и Палашко... Но наибольшее впечатление лично на меня произвела всё-таки 2-я часть альтовой сонаты А.Волконского.
«Пусть у меня будет мало сочинений, зато мне будет за них не стыдно», - говорил сам композитор в одном из интервью. Праправнук декабриста Михаила Волконского, ярчайший представитель древнего княжеского рода, связанного своими корнями с Рюриковичами, русский композитор, клавесинист и дирижёр мало известен современному слушателю, ибо его музыка «в своё время» была запрещена к исполнению. Почему? Обратившись к старинной и сверхсовременной музыке, Андрей Волконский смело экспериментировал в области композиторской техники, додекафонии и авангарда, преклоняясь перед Шёнбергом, добиваясь предельной индивидуализации идей в каждом своём произведении, выражая в конечном итоге протест против всего, что ему не нравилось или его не устраивало.
Удивительна и одновременно трагична судьба этого человека... Об этом нам, слушателям, поведал профессор Саратовской государственной консерватории им. Л.В.Собинова Эдуард Леонардович Гавриленков, добавив, что ноты этого произведения удалось обнаружить только в Калифорнийском университете.
Произведение прозвучало на одном дыхании и было с восторгом встречено слушателями. Эдуард Леонардович предварял яркими и в то же время лаконичными комментариями каждое последующее произведение, отчего интерес к тому, что должно сейчас прозвучать, только возрастал.
Выступление студентов своего класса (Дарья Балабко, Татьяна Чубарова, Ирина Алямкина) он завершил совместным исполнением Фантазии для четырёх альтов Йорка Боуэна, британского композитора, дирижёра, пианиста, альтиста, органиста, валторниста и педагога, «последнего романтика XXвека».
Студенты класса преподавателя Сафоновой Татьяны Викторовны (Анастасия Махова, Мария Новаковская, Зарина Цатурян, Евгений Деев, Элла Фролова, Мария Новик) подготовили для сентябрьского концерта необычную программу: это были произведения Баха, Брамса, Шопена и Скрябина. Было интересно послушать, как классическое прочтение этих пьес наполнилось собственным глубоко лиричным отношением самих молодых музыкантов.
Татьяна Викторовна познакомила слушателей с каждым исполнителем, а также обрисовала эпоху, в которую были созданы эти произведения, и добавила несколько важных штрихов к облику великих композиторов исполняемых произведений.
Концерт прошёл «на ура!» и оставил после себя приятное «послевкусие». Приходите в Детскую школу искусств № 10! Мы вас не разочаруем!
Елена Чемпилска